Искусство шумов Луиджи Руссоло

Тема в разделе "Музыкальный форум", создана пользователем DAEDR, 9 фев 2010.

  1. DAEDR

    DAEDR Пользователи

    Регистрация:
    08.02.2007
    Сообщения:
    6.391
    Симпатии:
    67
    Адрес:
    Петербург
    Луиджи Руссоло - итальянский художник-футурист, один из первых теоретиков электронной музыки и первый нойз-музыкант в истории. В марте 1913 года он публикует свой скандальный программный манифест «Искусство шумов», который наделал немало шума в тогдашнем музыкальном сообществе.

    Появление шумовой музыки до недавнего времени вообще не представлялось возможным. Человеку восемнадцатого века было бы тяжело слушать громкое и разноголосое звучание некоторых современных оркестров (и число таких оркестров постоянно увеличивается). Для наших ушей такое звучание приятно, ибо наш слух воспитан современной жизнью, наполненной разнообразными шумами.

    Мы, футуристы, любили и любим гармонии великих мастеров. В течение многих лет Бетховен и Вагнер потрясали наши сердца и наши души. Но теперь мы устали от такой музыки и гораздо большее удовольствие получаем от слушания лязга трамваев, тарахтения моторов, грохота повозок и шума толп, а не от исполнения бетховенских симфоний.

    Прочь отсюда! Бежим - ведь мы не можем больше сдерживать наше желание создать новую музыкальную реальность, полную мощных звуков, наносящих сокрушительные удары. Выбросим за ненадобностью скрипки, рояли, виолончели и органы с их жалостливыми звуками! Бежим!" (перевод Андрея Емельянова).

    Руссоло разделил все шумы на 6 категорий, с тем, чтобы потом создать по инструменту на каждый шум. Вот эти 6 групп «основных, наихарактернейших шумов; прочие – только комбинация этих»:

    1. Грохот, Взрыв, Шум падающей воды, Шум ныряния, Рычание

    2. Свист, Храп, Сопение

    3. Ропот, Ворчание, Шорох, Брюзжание, Хрюканье, Бульканье

    4. Шипенье, Треск, Жужжание, Треньканье, Топ

    5. Шум битья по металлу, дереву, камню, коже, жженой, глине и пр.

    6. Голоса людей и животных, крик, смех, вой, стон, хрип, стенанье

    Руссоло не ограничился лишь фантастическими прогнозами, но сразу же, вместе со своим другом художником Уго Пьятти (1880-1953), приступил к созданию своих удивительных инструментов, которые назвал «интонарумори» (intonarumori) – шумовые модуляторы.

    Между 1922 и 1924 годами появляются 4 версии «Шумового Гармониума» (он же Руссолофон, Rumorarmonio и Psofarmonio) – клавишного инструмента с расширенным составом тембров интонарумори и более усовершенствованной динамикой. Через год, в 1925 Руссоло конструирует «Энгармонический смычок» (Arco enarmonico), взаимодействующий с обыкновенными смычковыми инструментами, но производящий звуки подобные интонарумори. Наконец, последним изобретением стало «Энгармоническое фортепиано» (Piano enarmonico) (1931), в котором ряд струн возбуждался трением огромного смычка.

    Первое же исполнение нойз-концерта Gran Concerto Futuristico в 1917 вызвало огромное недовольство публики (впрочем, Руссоло на это и рассчитывал). К сожалению, все эти уникальные инструменты были утеряны во время Второй мировой войны. 28 декабря 1929 года в Париже Руссоло дал последний концерт, где его руморармонио представил великий авангардный композитор Эдгар Варез, выразивший надежду на то, что фабричный выпуск инструмента будет налажен. Но этого не произошло. Глубоко разочаровавшись, Руссоло навсегда оставит музыку, футуризм и бывших друзей.

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)
     

    Вложения:

    • 123.jpg
      123.jpg
      Размер файла:
      58,4 КБ
      Просмотров:
      14

Предыдущие темы